БИЗНЕСПЕРСОНА

Экспозиция души

ЕЛЕНА АХМЕТОВА, художественный руководитель студии дизайна «Ардеко», доцент кафедры дизайна архитектурной среды Института архитектуры и дизайна СФУ, член Союза архитекторов России.
@ardeko.club @ardekoarchitecturedesign
Образ: Marella

Какой смелый шаг в жизни Вы хотите сделать прямо сейчас? Запустить проект или канал YouTube? Перестать учиться и, наконец, уже сделать то, что давно умеете? Переехать? Поменять свое отношение, окружение, работу? Возможно, любой другой поступок, до которого осталось всего одно действие.
Мешает только страх… Его нужно преодолеть, перешагнуть и победить.
Для этого иногда достаточно короткого телефонного разговора; встречи, которую потом можно считать судьбоносной, или честного признания себе самому в главном… Такими маленькими, но смелыми шагами мы создаем историю своей личности и семьи, компании и бизнеса, города и бренда, историю целого мира.

Знакомьтесь — первая выпускница в городе Красноярске со специальностью «Архитектор-дизайнер», мама двух дочерей, успешная self made women, совершившая прыжок с парашютом и покорившая Эльбрус. Являясь художественным руководителем клуба альтернативного дизайна «Ардеко» и бессменным боссом фабрики «Ардезио», Елена Ахметова раз за разом, изо дня в день совершает бесстрашные поступки, и даже сейчас находится в моменте принятия очередных смелых решений — так создает собственную историю. Она бережно хранит фрагменты осевой симметрии своей жизни в плоскостях воплощения, расслабления, мгновения, умиления и творения.

ВОПЛОЩЕНИЕ

— Елена, добрый день! Какова Ваша роль сегодня?
— Добрый день! Я руководитель. Есть две фирмы — «Ардеко» (студия дизайна) и «Ардезио» (производство мебели), управление которыми лежит на моих плечах. Раньше приходилось тратить много сил и энергии на работу. Сегодня у нас слаженная команда, на которую можно положиться: дизайнеры, логист, администратор, технолог, начальник производства — 10 человек, настоящих профессионалов и лучших специалистов. Они прекрасно справляются с решением всех операционных задач, позволяя мне в это время творить и заниматься более глобальными делами.

Несмотря на то, что еженедельные планерки по ключевым проектам никто не отменял, три раза в неделю я провожу занятия в институте. На замеры всегда приезжаю сама, мне нужно побыть и почувствовать пространство, потом могу заняться чертежами. Параллельно у нас в работе 10-12 объектов. Это постоянное общение, встречи, коммуникации.

— О каких проектах Вы мечтаете?
— Наверное, я не мечтаю, а, скорее, ставлю цели и иду к ним, как когда-то к Эльбрусу. Встретила любимого человека – возникло желание родить детей; появилась потребность – купили квартиру, машину… И так далее. С работой также. Каждый проект мне дорог по-своему, будь это ремонт квартиры или строительство дома.

Мне очень хочется, чтобы у нас чаще появлялись публичные проекты, значимые для города. И такие уже есть. Для нас это принципиально новый уровень.


— Какими проектами Вы особенно гордитесь?
— Пожалуй, это бизнес-центр «Баланс», вся «Вторая башня». Шоу-рум для строительной компании «Арбан» — сложный объект с привлечением огромного числа специалистов самого разного профиля. Он работает для большого количества людей, у которых при посещении «должна случиться запоминаемость». И ничего при этом не должно мешать. Мы справились. Атриум с его сложными формами, яркими акцентами и мебелью созданы полностью нашими силами.

В данный момент идет работа над строительством домов в Сочи. Для меня это тоже знаковые проекты, сложные по своей конструкции: там мы работаем с большими перепадами высот, где с помощью террасирования склонов разбиваем все площадки. Через эти объекты прошло много технологов и конструкторов. Такие технически сложные проекты – особый повод для гордости.

— Как Вы сделали выбор в пользу Сочи?
— Некоторое время назад в этом городе у нас стали появляться объекты. Приходилось летать туда 12 раз в год, потом перевезла в теплый климат родителей. Возникла идея частично переместиться и попробовать поработать на 2 города. Теперь мы всей семьей встречаемся в Сочи на новогодних каникулах. Это еще одна моя точка опоры. Мне там хорошо, можно отдохнуть от сумасшедшего красноярского ритма. А еще там живут добрые люди.

—Какой Ваш следующий шаг?
— Помимо дизайна планируем развивать производство. На сегодняшний день мы обладаем уникальными технологиями и разработками по изготовлению мебели. В «Ардезио» делают вещи, которые еще вчера невозможно было придумать, а сегодня вполне реально создать.
Продолжаем работать над нашими новыми «Проектами в солнечном городе».

— Елена, Вы однажды сказали: «Опыт – любить свое дело и нагло идти дальше», что Вы имели ввиду?
— Это обязательные условия в любом деле. Давайте честно: лень – наше все. Норма. И далеко не каждый готов заниматься бизнесом и работать в таком ритме. Но я знаю, каждый день нужно перешагивать через себя, чтобы доказать заказчику: ты профессионал.
За последние годы ни разу мы не столкнулись с непониманием клиентов. Когда от начала до конца с тобой советуются и тебя слушают – это дорогого стоит. Когда после первого разговора человек понимает, кто ты, тогда и рождается доверительный диалог.
К этому нужно прийти. До этого нужно дорасти.

— Это долгий путь?
— В феврале нам исполнилось 15 лет. Оборачиваясь назад, понимаю, первые 5 лет можно смело вычеркнуть, потому что тогда ни у кого не было четкого понимания о дизайне, как о явлении, процессе и науке.
Мы стали больше путешествовать и лучше разбираться в тонкостях дизайна, понимать, какой может быть красота. И следующие 5 лет много работали. Для себя, для клиентов.

А затем настало удивительное время, когда мы почувствовали себя в одной реальности с клиентом и обрели с ними общие интересы. Это работает как доказательство того, что все сделано правильно. Ты человек не только слова, но и дела, и твоей команде можно доверять. Последние 5 лет я выдыхаю. Мы перешли на другой уровень.

— Вы даже успели поработать дизайнером ювелирных изделий, верно?
— Да, есть такой факт в моей биографии. Почти два года я рисовала ювелирные изделия на фабрике «Ремикс». Помню, мне купили станок, который вырезал мини-архитектурный объект — кольцо. Интересный опыт.

Образ: Marc Сain

РАССЛАБЛЕНИЕ

— Как Вы отдыхаете?
Фитнес стал обязательным пунктом в моем расписании. Ежедневно мне необходимо 2 часа, чтобы побыть с собой наедине. Люблю баню.

Так сложилось, что моя работа перешла в разряд хобби, и тратить сейчас время на один только отдых я не готова. Границы открыты в страны, где нужно лежать на песке, но это не мой вид отдыха. Хочется посещать мировые выставки, проходящие в США, Англии, Франции, но с такими поездками все гораздо сложнее. Поэтому полноценно не отдыхала я давно — полтора года.

Вообще посещаю много мероприятий и выставок. Стараюсь из каждой поездки «выжать» максимум. В сентябре 2017 года, помню, как полетела в Португалию и записалась там на курсы португальского языка, представляете? Мне было очень интересно погрузиться в языковую среду. Узнавать, изучать, открывать для себя что-то новое – очень важно.

— В какие города Вы отправляетесь за вдохновением?
— Париж, Милан, Венеция, Верона, Лиссабон, Амстердам, Прага, Эйндховен. Они все абсолютно разные, по-своему удивительные. Каждый со своими секретами и настроением.

— В Красноярске есть какой-то объект, который заставляет Вас остановить свой взгляд на нем?
— В ночное время это Виноградовский мост. Я очень люблю световые эффекты. Бесспорно, они влияют на наше подсознание. В любом интерьере много работаю над светом и создаю различные эффекты. Перед новым годом красиво был оформлен центр нашего города, по-европейски. Вообще центром Красноярска можно восхищаться, если грамотно отреставрировать его исторический квартал.

Конечно, нужно ценить и любить то, что имеешь. Но у нас огромные проблемы с архитектурой. Мы живем в постоянной борьбе с насмотренностью и вынуждены выстраивать мир вокруг себя «правильно и красиво» вопреки обстоятельствам. Кому-то повезло больше: они родились в среде, где красота – уже норма.

Могу отметить Железногорск — мне он очень напоминает Питер. Это красивый город с огромным парком внутри. И люди там иные.

— Есть люди, у которых Вы учитесь дизайну?
— Конкретных нет, я посещаю мастер-классы всех именитых лекторов. Итальянские истории в этом смысле – самые невероятные. Это ведь целые династии мастеров: дед, отец, сын. Они приходят, читают лекцию, и в какой-то момент сами начинают спорить по тому или иному поводу. Очень увлекательное зрелище!

Много «листаю» в интернете, подписана на все самые брендовые фабрики мебели, керамики, аксессуаров. У каждого дизайнера своя стилистка. Почерк, если хотите. При желании, конечно, можно постараться сделать так, чтобы тебя не узнали…

В институте ежегодно у меня много дипломников. Это обязывает мониторить ГОСТы и СНиПы. В состав государственной комиссии на защиту дипломов приглашают практикующих архитекторов нашего города, поэтому мне нужно максимально вникнуть в каждый проект: гостиница, фитнес, квартира, дом…

МГНОВЕНИЕ

— У Вас есть любимый цвет?
— Сначала история из прошлого… Родители никогда не требовали от меня приносить из школы одни пятерки, не было установки стать лучшей во всем, но с детства так повелось: если я чем-то занималась, то работала на результат. При этом, всегда прислушиваясь к советам старших.

В 5 лет меня отдали в акробатику, я стала кандидатом в мастера спорта, объездила всю Россию и думала о карьере тренера. Дедушка решительно был против, считал, это занятие не для девушки. «Ты хорошо рисуешь и шьешь», — аргументировал он. И я захотела поступить в технологический колледж Красноярска, где на вступительных испытаниях требовался рисунок. Тогда мы жили в Канске, и нужно было хорошо подготовиться. Одноклассница отвела меня к своему педагогу по рисованию.

Его «Поступишь» стало судьбоносным. Я поступила сразу в вуз, там работали классные преподаватели. Они и выводили нас на концепт, говоря нам о том, что у нас не может быть ни любимого цвета, ни вкуса, ни направления, ни стиля. Ведь мы работаем для других.
Вот так до сих пор у меня нет любимого цвета. Я не люблю «чистые» цвета в интерьерах и одежде: если «роза», то пыльная. Это правильно. Это и глазу приятнее.

— Теперь Вы сами преподаете. Расскажите об этой роли подробнее.
— Преподаю с 2003 года. Первыми студентами были мои друзья, живущие по соседству в общежитии и сидевшие со мной рядом на лекциях. Сегодня требования у института достаточно сложные. Это существенные временные затраты и полное отсутствие финансирования…

Но постоянное общение со студентами компенсирует все вышеперечисленное. Они пишут мне приятные вещи, видят мой путь, знают кто я. И я с благодарностью черпаю от них новое, ищу ответы на их вопросы, сама учусь. Можно было бы остановиться, а нельзя.

— Как Вы проводите время со своими детьми? Они интересуются дизайном?
— Фраза «Сейчас позвоню маме» в нашей семье звучит
только в крайнем случае. Я максимально растворяюсь в работе, уроки с детьми делает муж. Моя функция – контролировать процессы. Конечно, мы вместе играем, можем даже испечь что-то.
Я сильный авторитет для своих дочерей.
В тему дизайна они обе погружены. Старшая дочь начала очень много рисовать, мы подумываем о художественной школе.

Образ: Marc Сain

  УМИЛЕНИЕ

— Елена, по гороскопу Вы стрелец. Считаете себя ярким представителем этого знака?
— Всегда мечтала о дне рождения летом, а родилась зимой. Когда-то услышала, что все огненные знаки собраны во мне воедино. Страсть к жизни и постоянная деятельность – это я, все верно.

— Как Вы относитесь к наградам, премиям? Что для Вас значит признание?
— Наши интерьеры ежегодно попадают в список лучших интерьеров по версии журнала «Дом снаружи и внутри» — главного интерьерного издания Красноярского края. В 2020 году лучшим был признан проект под названием «Экспозиция души».

Я больше ценю то, что мои партнеры со временем становятся друзьями. Для меня важнее получить такую обратную связь, как, например, от фабрики Kolpa-San (Словения).

В 2013 году на выставке в Лондоне я увидела сложную конструкцию: акриловый камень, переходящий из одной формы в другую, с появлением полок, шкафа, который трансформируется в кухню и т.д. Вернувшись домой, я нашла поставщиков акрилового камня, и мы начали плотно сотрудничать. Так начались наши дружеские отношения.

Несмотря на то, что у нас до сих пор нет выставочного зала в Красноярске, для своих объектов мы часто используем акриловый камень от Kerrock и мебель для ванных комнат фабрики Kolpa-San, у которой делаем большие объемы продаж, так как заказы очень серьезные. Помню удивление на лице представителя этой фабрики, когда он посетил нашу студию. И слова его тоже помню: «Вы лучшие не только в Красноярском крае, но и по всей России». Надо что-то с этим делать.

Вообще в вопросах о премиях и наградах я довольно спокойна. Помните фразу: «Художник должен быть неизвестным»? И еще очень точные слова есть у Б. Пастернака. Лучше не скажешь.

«Быть знаменитым некрасиво,
Не это поднимает ввысь.
Не надо создавать архива,
Над рукописями трястись,
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Постыдно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…»

— Вы сами ведете Instagram?
— Конечно, это мой аккаунт, и для меня очень важно, чтобы коммуникацию с подписчиками выстраивала лично я. Не люблю, когда написано традиционно, просто так… Работаю над каждым словом, продумываю каждую деталь.

Образ: Marc Сain
Боди: «Синяя птица»

ТВОРЕНИЕ

— Продолжите фразу: «Я живу, чтобы что…?»
— … чтобы жить и радоваться. Есть глобальная перспектива – родить ребенка. Первая дочь родилась, и через месяц я уже вышла на работу. Ушла на роды с замеров и вернулась к ним, недолго думая. Вторая дочь родилась так же: через три недели я вновь вошла в рабочий график. Но тогда мне было 29 и 31.

Сейчас я стала больше любить себя, заботиться о себе, стараться работать не на износ. Теперь моя задача: попытаться вновь вырваться из этого строя и так же красиво вернуться.

— Скажите, жизненные циклы проектов серьезно отличаются друг от друга?
— Наш самый продолжительный проект длится с 2006 года, это двухуровневая квартира. В самом начале работы, 15 лет назад мы создали дизайн-проект и только через 3 года сделали спальню. Потом клиент взял паузу: поездки, командировки… Мы не торопили его, 4 года назад сделали кухню, сейчас снова на стопе. Предложили недавно перерисовать проект, ведь столько времени прошло, а когда открыли его, поняли: нам все нравится, и клиента все устраивает. Классика не теряет своей актуальности. Решили заменить лишь материалы и продолжить сотрудничество.

Самый короткий проект — салон нижнего белья. 1 декабря перед нами была поставлена задача: открыться до 6 января (владельцы улетали в отпуск). Мы понимали, что это не реально в предновогодней суете: в конце декабря нам, русским людям, жизненно необходимы кому — ковер, кому — люстра… Понимая все риски, связанные с поставками материалов и мебели, справились и с этим: отрисовали проект, зашли на отделку и распахнули двери салона уже 3 января.

— Каким Вы видите будущее дизайна?
— Будущее дизайна – движение по спирали. Со временем все возвращается. Никаких новых стилей не появляется. Это постоянная динамика, смена одного направления другим.

Да, случился невероятный технологический прорыв. И я радуюсь за нашу страну, когда вижу, что мы ни в чем не отстаем от коллег за рубежом. В 2013 году на Неделе дизайна в Лондоне я удивлялась каждому «решению» в мастерских, которые посещала, потому что никогда ранее такого не видела.

Но уже в 2019 году в Милане картина была иная: я привезла туда всех своих дизайнеров, чтобы они своими глазами увидели и убедились: мы делаем то же самое, и мы делаем не хуже. Да, иностранным коллегам доступно немного иное оборудование, но в плане дизайна – мы не уступаем. И самое важное — мы не подсматриваем.

— Можете представить, как сложилась бы Ваша жизнь, если бы Вы выбрали другой путь?
— Я не представляю… Кажется, я была бы никем. Я больше ничего не умею.

— Назовите Ваши правила жизни

  1. Жить сейчас
  2. Не бояться трудностей
  3. Доверять людям
  4. Уметь отключаться

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особой силой воли обладали люди, которые когда-то открыли Северный Полюс, Африку, перелетели через океан и поборолись с лихорадкой.

Есть еще одна сила. Сила веры – самый ценный ресурс, которым располагает человек. Тот «несгораемый вклад», который вытянет нас из любой ситуации. Верить в то, что делаешь и делать то, во что веришь.

История Елены — шанс посмотреть на себя со стороны и понять: да, так можно было. И улыбнуться своим желаниям. Потому что, слушая других, мы можем поговорить с самим собой и начать новый путь. Так какой смелый шаг в жизни вы хотите сделать прямо сейчас?

ВМЕСТО БЛИЦ-ОПРОСА

В студии «Ардеко» уже много лет не решаются сменить фасад одного шкафа. Фрезой на нем отписано любимое стихотворение Елены Ахметовой.

И вправду, крылатым грунта не надо.
Нету земли, то небо отрада.
Нету и поля, то будет воля.
Нету пары, и тучи отарой.
В этом для птиц, верно, правда от века.
А как человеку? Что человеку?
Живет на земле. Летать не умеет.
А крылья имеет. А крылья имеет!
И крылья те, не из пуха-перьев.
Из правды и чести они, из доверья.
Кого-то верность в любви окрыляет.
Кто-то в вечном порыве взлетает.
Кто-то своей окрылен работой.
Другому крылья — щедрость, забота.
Кому-то — из песен даны, иль надежды.
Кому — из поэзий, мечты безбрежной.
Как будто летать человек не умеет…
А крылья имеет. Крылья имеет!
(автор Лина Костенко)


Фотограф: Юлия Ковалевская @juliakova.ph
Стилист: Натали Евсюкова @liluuu888
MUAH: COLOR & STYLE ACADEMY Julia Vorontsova @juliavorontsova_academy_krsk
Локация: фотостудия Moon @moon_photostudio.krsk

www.ardeko.club
@ardekoarchitecturedesign
@ardeko.club

Оставьте комментарий