КУЛЬТУРА

Homo combini. Вопросы к ценностям

В издательстве Popcorn Books вышла одна из самых ярких новинок этой осени — книга «Человек-комбини», которую написала японская писательница Саяка Мурата. Почему этот небольшой роман может многое рассказать нам о наших ценностях — рассуждает книжный обозреватель AKULA616 Эльнар Гилязов.

Саяка Мурата. Человек-комбини. М.: Popcorn Books, 2020. Перевод Дмитрия Коваленина.

В 2017 году философ и культуролог Виталий Куренной написал эссе «Сила слабых связей. Горожанин и право на одиночество» для сборника «Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?». Суть его статьи заключается в том, что современный большой город — это уникальное место, где человек может быть свободен от традиционных социальных связей. Да, мегаполис отчуждает людей друг от друга, атомизирует их, разрывает связь семей и родов. Многие социальные теоретики боялись этого, появилось даже специальное понятие аномии, когда разрушение четких и понятных социальных норм ведет к потере человеком чувства общей цели и причастности к обществу, в котором он живет. Но для Куренного город несет с собой и небывалую свободу — ту самую анонимность и «формальность», в которую каждый горожанин может спокойно окунуться и спрятаться в ней. Нам не нужно знать, кто продает нам продукты в соседнем супермаркете, мы не хотим быть в курсе того, какое настроение у баристы, который делает нам кофе. Мы не вмешиваемся в жизнь других людей, а они не вмешиваются в нашу. Свобода в современном городе — это свобода не состоять ни в каких сообществах.

Саяка Мурата

Такой же свободой пользуется и главная героиня книги «Человек-комбини» японской писательницы Саяки Мураты. Кэйко Фурукура работает в комбини в одном из деловых районов Токио. Комбини — это такие японские мини-маркеты, где можно купить готовую еду, воспользоваться интернетом или отправить посылку, то есть там предоставляется широкий спектр повседневных услуг. Кэйко стала уже органической частью этого комбини, она знает все его процессы и распорядки, когда она вне работы — она думает о работе, даже засыпает она под мысленные звуки комбини у себя в голове. С юного возраста и уже 18 лет она работает в таком магазине и ее, в принципе, все устраивает.

Но с детства у нее проявляется ряд особенностей, которые не позволяют ей вписаться в ряд «нормальных» людей. Она не понимает многих человеческих «условностей» и уровень эмпатии у нее достаточно низкий. И один раз, получив такой статус «аутсайдера», она продолжает и дальше все больше считать себя не такой, как все. Ей гораздо понятнее и приятнее, когда есть прозрачные правила и список действий, которые нужно сделать, собственно поэтому ей так нравится комбини — там все подчинено корпоративными стандартам и лозунгам.

Работа в магазине сперва оценивается ее родителями как шаг вперед, но после 18 лет, проведенных там, и когда Кэйко уже находится в возрасте, про который говорят в таких случаях «далеко за тридцать», вопросы к ней начинают накапливаться. Когда она найдет нормальную работу? Когда она выйдет замуж? Когда, наконец, уже ждать внуков? В этом и заключен конфликт книги — главная героиня разрывается между требованиями условных «традиционных ценностей» семьи и рода и своим внутренним самоощущением. Ведь большой потребности в отношениях, успехе и семейной жизни она не испытывает (вернее, не очень понимает, зачем это нужно, и чего от нее требуют), ее вполне устраивает ее жизнь.

Стоит сказать, что работа в комбини рассматривается в Японии скорее как подработка для студентов (как у нас работа в «Макдональдсе»), а не как постоянная и престижная занятость. Также в Японии все еще сильны связи внутри семьи и между поколениями, так что вопросы брака и рождения детей ставятся перед молодым поколением достаточно строго.

Кэйко пытается надеть на себя маску «нормального человека», заводит фиктивные отношения с таким же аутсайдером, как и она, лишь бы от нее все отстали. Сираха (так зовут ее «молодого человека») — неудачник и пройдоха, так же не вписывающийся в привычные рамки «приличного члена общества», но из-за этого он озлоблен и обосновывает весь этот порядок вещей тем, что так устроена наша природа, — мы либо принадлежим своему роду и подчиняемся его формальным и неформальным правилам, либо нас из него изгоняют. Так было и так будет всегда, по словам этого персонажа.

Но действительно ли так будет всегда? Здесь можно вспомнить высказывание политолога Екатерины Шульман, что социальные нормы начинают осознаваться нами только тогда, когда они перестают этими самыми социальными нормами быть. Иными словами норма — это то, что не видится и не замечается, потому что это в порядке вещей. А отживающие (или, наоборот, нарождающиеся нормы) мы видим и поэтому можем их проблематизировать.

Поэтому Кэйко в мире романа «Человек-комбини» играет роль своего рода трикстера или бомбы замедленного действия. Она своим аутсайдерским положением заставляет всех других задуматься над этой самой нормой. Действительно ли ценности семьи, детей, карьерного успеха в нашем урбанизированном и атомизированном мире все еще имеют хоть какие-то основы? Она словно молчаливый Сократ ходит по улицам Токио и уже одним только своим существованием вопрошает каждого встречного, насколько истинны его взгляды и ценности.

В этом смысле роман «Человек-комбини» можно сравнить с нашумевшей книгой «Нормальные люди». Но если Салли Руни пишет о теме нормы и аномалии в человеческих отношениях, то Саяка Мурата довольно точно диагностирует возникающие вопросы к нашим ценностям. И без помощи образа современного города (Токио) вряд ли бы удалось сделать это так ярко.

Оставьте комментарий