ЗДОРОВЬЕСАМОРАЗВИТИЕ

Отказаться от жалости. Как общаться с особыми детьми (и людьми)

В самых амбициозных мечтах мы видим своих детей талантливыми музыкантами или танцорами, лучшими учениками в школе, которых рады видеть среди своих студентов университеты Оксфорда и Кембриджа. Когда родителям сообщают о диагнозе ребенка, мечты рушатся, а вместе с ними и представления об идеальном будущем. Аутизм — один из таких диагнозов, тяжелое нарушение развития, которое начинается в детстве и остается на всю жизнь.

Друзей у таких детей, как правило, нет, потому что они не умеют играть и общаться со сверстниками. Хотя и хотят: подходят к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимают. Как правильно взаимодействовать с детьми-аутистами, не нарушая их границ, разбираемся вместе.

Нужно быть готовыми к встрече.

Некоторые дети совсем не разговаривает — вместо этого они используют карточки с картинками. Другие много говорят, часто повторяют рассказы на любимые темы. Их поведение необычно для окружающих: могут трясти кистями рук, ходят они иногда на цыпочках, могут вскрикнуть или бормотать под нос, в стрессовой ситуации начинают бить себя.

Старайтесь избегать осуждения и любопытства. Но не бойтесь идти на контакт, если это потребуется. Для начала найдите того, кто сопровождает аутиста: обычно это кто-то из близких — он и подскажет, как лучше себя повести в конкретной ситуации.

Если вы работаете с детьми-аутистами дошкольного возраста, помните: ребенок в детском саду требует дополнительного внимания, которое может проявляться в следующем:

  • во-первых, ему необходимо помогать понять смысл всего, что происходит в группе, нужно комментировать все происходящее, в том числе, намеченные действия: «Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся — будем обедать»;
  • во-вторых, надо помогать аутичному ребенку наладить контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым нормам: «Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя. Надо попросить: «дай поиграть». Речевая формула должна зависеть от уровня возможностей. Передавая малыша родителям, нужно «вместе» с ним кратко пересказать произошедшие за день события, рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».

Набраться терпения нужно всем, кто контактирует ребятами-аустистами школьного возраста: это касается и педагогов, и одноклассников. «Сильные стороны» ребенка-аутиста — визуальное восприятие, внимательность к мелким деталям, прекрасная механическая память. Благодаря этим особенностям некоторые маленькие аутисты умеют читать с ранних лет, особенно если их учат по методике глобального чтения — не по буквам или слогам, а целыми словами. Однако эти же особенности могут стать и причиной проблем в учебе, например:

  • неспособность понять общий смысл текста;
  • неспособность пересказать текст или пересказ механически заученными фразами;
  • восприятие чужой речи и другой информации отдельными фрагментами.

В результате смысл задания ускользает от ребенка, что затрудняет занятия математикой — ученик умеет считать и знает арифметические действия, но не понимает условия задания.

Многие аутисты в школе проявляют «вывернутую наизнанку» иерархию сложностей. Они могут легко усваивать объективно сложную информацию (например, моментально запоминать и правильно применять запутанные правила иностранного языка), но при этом нуждаться в посторонней помощи для выполнения простых действий.

Не пытайтесь «унять» или пристыдить малыша, если это происходит в общественном месте. Такие призывы, как «Тише!» или «Перестань!» обидят человека с аутизмом и создадут для него дополнительный стресс.

Ряд основных рекомендаций для родителей:

  • у ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать;
  • нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени;
  • устанавливать контакт можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к малышу. Нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка;
  • при раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова;
  • не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Для родителей, сомневающихся, переживающих и взволнованных, есть много видов диагностики. Один из таких тестов можно пройти по ссылке test.autism.help

Взрослые люди, живущие с этим диагнозом, тоже сталкиваются с проблемами в общении. Если среди ваших знакомых есть аутисты, постарайтесь помочь им, проявите участие. Это просто.

  • Говорить нужно простыми, короткими и понятными предложениями. Если вас не поняли, задайте вопрос, потом еще один, и постарайтесь донести мысль еще проще. Держитесь спокойно и будьте внимательны к деталям. Аутисты наиболее уязвимы: их раздражает яркий свет, шумная музыка. Концерты и спектакли порой превращаются в испытание, несмотря на то, что они проявляют большой интерес к подобным мероприятиям;
  • Выброс эмоций или же полное отключение их — тоже частое явление. Не оставляйте человека в одиночестве, найдите тихий уголок, где можно прийти в себя;
  • Оставайтесь деликатными, соблюдая личные границы;
  • Даже не думайте обижаться. Прямолинейность присуща даже взрослым аутистам, но цели причинить вам боль у них точно нет. Воспринимайте это как конкретный разговор, не более;
  • Воздержитесь от советов. Вмешиваться стоит только тогда, когда вас просят или возникает в этом необходимость. Совет универсальный, но дельный;
  • Отмечайте достоинства аутистов, которых, на самом деле, масса. Акцентируйте внимание окружающих на достижениях этих людей, чтобы они чувствовали себя равными среди сильных.

Оставьте комментарий