КУЛЬТУРА

Человек в недрах Tinder

Жюдит Дюпортей. Любовь по алгоритму. Как Tinder диктует, с кем нам спать. М.: Индивидуум, 2020. Перевод Т. Тростниковой.

В издательстве Individuum вышла книга французской журналистки Жюдит Дюпортей «Любовь по алгоритму. Как Tinder диктует, с кем нам спать». Несмотря на провокационное название, это очень личный рассказ об опыте использования приложений для знакомств, о том, как они влияют на наши отношения, и почти детективное расследование того, как же устроены алгоритмы Tinder. Специально для AKULA616 мнением об этой книге поделился книжный обозреватель Эльнар Гилязов.

В нашей повседневной жизни мы привыкли доверять алгоритмам. Мы считаем, что они магическим образом подберут музыку, фильмы, которые нам понравятся, интересно устроят новостную ленту и назначат адекватного водителя такси. Это, в принципе, достаточно полезные и безобидные вещи, которые скорее делают наш быт удобнее. Но что если доверить алгоритмам выбор, конечно, не избранника на всю жизнь, а хотя бы человека на пару свиданий? Что будет с пользователями такого алгоритма?

Поставить на себе такой эксперимент решила Жюдит Дюпортей, но первый порыв был скорее неосознанный. Она рассталась со своим партнером и решила изменить себя — записалась в спортзал и установила Tinder (позднее она напишет, что, скорее всего, рекламу фитнес-клуба ей подкинул Facebook из-за того, что после разрыва отношений человек больше склонен совершать импульсивные поступки, и алгоритмы социальной сети это знают).

Жюдит Дюпортей

Сперва в платформе для знакомств ей все нравилось: внимание мужчин и общение. Она часто заходила в приложение для поднятия самооценки. Но после нескольких неудачных свиданий и странных отношений через Tinder она поняла, что не все так радужно. Ее постоянно сравнивают с кем-то, а мужчины всегда держат в голове, что в приложении можно найти тысячи девушек, возможно, лучше ее. Что она не самый желанный «товар» на всем этом рынке любви, что ее постоянно оценивают по каким-то критериям. И это очень негативно сказалось на ее эмоциональном состоянии.

Для объяснения подобного положения дел она ссылается на работу социолога Евы Иллуз, в которой говорится, что современные приложения знакомств превращают отношения в подобие рынка, где пользователи соревнуются. Но при этом у мужчин и женщин разная мотивация. Мужчины стремятся к большому количеству контактов, тогда как женщины стремятся к близким отношениям. Получается, что женщины находятся в более зависимом положении, они должны конкурировать между собой и понятно, что на этом «рынке» есть как выигравшие, так и проигравшие. А проигравшие всегда находятся под оценивающим взглядом, они постоянно должны сравнивать себя с более удачливыми конкурентками, что, конечно же, ведет к фрустрации. В эту эмоциональную ловушку и угодила Жюдит Дюпортей.

Вообще идея того, что человека оценивают по каким-то критериям, к которым его личность вообще не сводится,  — ключевая для книги. Но помимо того, что люди постоянно оценивают друг друга, это также делают и алгоритмы Tinder. Журналистка выяснила, что помимо базовых данных вроде возраста и пола, приложение также оценивает привлекательность пользователей, их интересы, уровень образования и дохода. Ведется статистика свайпов, лайков и мэтчей. И на основе всего этого человеку присваивается некий динамический рейтинг, по которому ему советуют партнеров.

Можно сказать, что это даже хорошо, если алгоритм действительно работает и предлагает подходящие пары. Но как выяснила Жюдит Дюпортей, мужчин и женщин он оценивает по-разному. Для девушек он предлагает мужчин более старшего возраста, более образованных и обеспеченных, потому что, как показали внутренние исследования Tinder, такие пары якобы более устойчивые. А мужчинам, соответственно, приложение показывает молодых, но менее образованных и обеспеченных девушек.

Позже в интервью журналистка скажет, что такие патриархальные стереотипы, которые встроены в алгоритмы Tinder, скорее всего, разработчики сделали из благих побуждений, потому что «своим сестрам и подругам они бы тоже от всего сердца пожелали найти себе видного мужчину постарше и побогаче». И здесь возникает важная мысль, что алгоритмы и приложения — это не нейтральные вещи, в них встроены представления их создателей, которые непосредственно влияют на пользователей. В принципе, это давно известная истина в социальных науках, но благодаря книге Жюдит Дюпортей мы можем увидеть это на личном опыте конкретного человека, что всегда нагляднее любых научных теорий.

В конечном итоге Дюпортей выяснила, что у нее эмоциональная зависимость от оценок других людей и отношений, поэтому она начала работать над собой, над своей самооценкой, ходить в терапевтические группы и читать книги по психологии. В своих интервью и выступлениях она ставит важные вопросы об ответственности компаний за их продукты и алгоритмы, особенно в таких экзистенциально важных сферах, как любовь. Но она показывает, что и у нас есть возможность сопротивляться влиянию этих технологий, нужно четко осознавать их действие и прежде всего свайпать вправо себя.

Оставьте комментарий