САМОРАЗВИТИЕ

О творческих детях. Заставлять или отстать?

— Ей уже три года, а она сидит дома. Мы, наверное, уже все упустили…

— Без комментариев. Жизнь прошла мимо ребенка.

— У нас старший такой творческий! И музыкой занимается, и плаванием, стихи пишет. А младший ничего не хочет. Не можем заставить…

— А не пробовали не заставлять? Как можно заниматься творчеством по принуждению? Да и конкурировать со старшим братом — совсем не «айс» для ребенка.

— Я считаю, что четыре кружка — оптимальный вариант для ребенка. Да и всякой ерундой, типа гаджетов, некогда заниматься.

— Если ходить в кружки, чтобы в детстве не заниматься всякой ерундой, во взрослой жизни придется эту ерунду наверстывать. 

Диалоги родителей с психологом

Мы совсем не против развивающих кружков и спортивных секций, но категорически против творчества по принуждению. Как быть родителям, которые считают, что путь к успешности начинается с пеленок? И от количества посещаемых ребенком кружков, напрямую зависит его успех и благополучие в дальнейшей жизни?

Чтобы в будущем ребенок смог добиться реального успеха, нужно в нем развивать те способности, которые недоступны роботам. Это воображение, инициатива, креативность, стратегическое мышление, лидерские качества, уверенность в себе, коммуникабельность.

Арина: «Мы же не можем игнорировать то, что сейчас происходит в нашем мире: общество переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой».

Самое печальное в том, что проблема большинства взрослых людей в инертности: они шагу не могут сделать без оглядки на толпу. Первое, чему нужно научить детей, если вы хотите их стабильности в будущем,  это не бояться быть непохожим на других, не бояться в один день все изменить и пойти по новому пути. Необходимо брать на себя полную ответственность за свою жизнь.

Нужно четко понимать, что творчество  это не только танцы, рисование, музыка. Творчество ближайшего будущего  это креативность, смелость в принятии решений, способность быстро делать выбор, нестандартное мышление.

Конечно, мы понимаем, что каждый родитель желает дать своему ребенку все самое лучшее. Но по каким критериям определяется это лучшее? Многие родители считают, что чем больше ребенок занят, тем лучше. Что нужно с детства учиться усваивать большие объемы информации и распоряжаться правильно временем, а не сидеть целыми днями с телефоном в руках.

Но!

  • Во-первых, не всегда сверхзанятость хороша. Если все, чем занят ребенок, не приносит ему радости и удовольствия, он элементарно начнет болеть;
  • Во-вторых, нет необходимости усваивать большие объемы информации. В телефоне каждого человека все знания мира. Нужно просто научиться извлекать нужную информацию;
  • В-третьих, телефон в наше время это офис, досуг, знания и новости. Можно и диссертацию писать в телефоне.

Секции и кружки обязательно должны быть в режиме ребенка. Но это не должна быть дань моде. Детский возраст время активного познания мира. Ребенок «пробует» себя в разных сферах: спорте, творчестве, ручном труде. Важно, чтобы все, чем занимается ребенок, проходило с интересом и увлечением! Как обойтись без поддержки со стороны взрослых? Интересы детей важно разделять и поддерживать.

Мозг ребенка в возрасте от 4 до 12 лет восприимчив к информации, приобретению новых навыков. Это период развития обоих полушарий мозга на физиологическом уровне и развития всех процессов на психологическом. В дошкольный период важно уделить внимание развитию речи и различных познавательных процессов. Примерно, в 3-4 года у ребенка появляется интерес к занятиям по рисованию, конструированию, лепке. На возрастном этапе 4-5 лет важна совместная работа родителей с такими специалистами как логопед, дефектолог, психолог. В 6-7 лет занятия направлены на подготовку к школе. Благодаря им учеба ребенка станет успешной. К 9-10 годам ребенок уже понимает, в каком направлении хочет развиваться дальше и сам может сделать выбор. Важно это помнить и учитывать при выборе дополнительного образования своего любимого чада.

При выборе кружка, секции, хорошо бы изучить отзывы об учреждении, его преподавателях/тренерах. А также, узнать их стаж работы, имеют ли они педагогическое образование. Выясните, предполагает ли программа участие в конкурсах и выступления на мероприятиях. Очень повышает самооценку участие в соревнованиях, конкурсах, коллективных выставках. Посещая кружок, в котором интересно, даже неуверенный в себе ребенок добивается успеха. Так вы увидите и ощутите результат проделанной работы и динамику.

Не стоит беспокоиться, когда ребенок пробует ходить сразу в несколько кружков/секций; а затем, бросает один и записывается в другой. Ничего ужасного в таких переменах нет. Ребенок находится в поиске. Не стоит на него давить. Это же здорово, когда малыш занимается тем, чем хочет. А вот если, занимаясь в одном кружке несколько лет, дети отказываются его посещать, то обязательно нужно выяснить причину. Нужно поддержать и помочь справиться с проблемой.

Иногда, лучшее, что могут сделать родители это оставить свое чадо в покое. Особенно в тех случаях, когда ребенок психологически не готов посещать тот или иной кружок или спортивную секцию. Будьте внимательны к своим детям и не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Помните в каждом заложена творческая искра.

Благодарим за помощь в подготовке материала семейного и детского психолога Арину Ткачук

instagram: @arin_tkachuk

Оставьте комментарий