БИЗНЕС

Псевдоэксперты. Ложные авторитеты

Вы никогда не задумывались, почему финансовые мошенники и брачные аферисты тратят много сил на внешний антураж? Дорогой костюм, солидный интерьер, машина с печатью «успешного успеха»?

Недавно мне рассказали очень показательную историю.

«Когда я работал в рекламном агентстве, у нас был постоянный клиент, которому мы делали много всякого разного. Со стороны клиента с нами общалась директор по маркетингу — очень вдумчивая, грамотная, хорошо в маркетинге разбирающаяся. Поэтому работать было легко и приятно: мы говорили на одном языке и идеи буквально схватывались на лету. И вот разрабатываем мы для них рекламную кампанию. Я буквально по уши в этом процессе, генерю идеи, думаю, готовлюсь к обсуждению. А общались мы много, но почти всегда — по телефону. Этого было достаточно вполне для процесса.

Так вот, думаю я над кампанией, и тут от них приходит еще один заказ — надо обновить вывеску на здании. Дело нехитрое, делаем макет, утверждаем, воплощаем в металле и пластике. Надо устанавливать. А монтажник заболел. Поэтому я взял перфоратор и сам полез на стремянку. Стою себе, сверлю задумчиво. И тут меня озаряет ТА САМАЯ идея для рекламной кампании, которую я так долго искал! Приходит директор по маркетингу посмотреть на нашу работу. И я, весь такой с перфоратором, в спецовке и бетонной пыли, говорю ей: мол, есть для вас идея, нужно построить кампанию вот так и этак! Она на меня глядит недоуменно, неуловимо морщится, отвечает что-то вроде «да-да, хорошо» и уходит. Не узнала она меня в этом антураже, мы ж все больше по телефону. А слушать идеи какого-то работяги — ну нет, увольте.

Потом я отмылся, идею в презентацию оформил, подал, как положено. И все, никаких возражений. Идея классная, давайте скорее делать…»

На любом старте форма почти всегда важнее содержания. Доказала это суждение засыпанная пылью спецовка, которая в этой истории легко определила восприятие. Магазины часто делают скидку за помятую коробку или сбитый край: для людей важен не только товар, но и его «подача». Несмотря на то, что любая упаковка отправляется в мусорку, мы чувствуем разницу.

Вспомним еще одну историю, связанную с Тони Роббинсом. Несколько лет назад этот гуру мотивации посетил форум в нашей стране, стоимость билетов достигала полумиллиона рублей. Как обычно, народ по итогу разделился на два лагеря: одни были готовы свернуть горы — так зарядились энергетикой, вторые посчитали его обманщиком, так как ожидали за такие деньги услышать что-то большее, нежели совет типа «Поставьте перед собой цель — и идите к ней всю жизнь». Конечно, Тони Роббинс не обманщик. Он отлично понимает, что такое сила формы, и уверен: идея может быть воспринята, когда для этого обеспечены условия, а человек ждет.

Мозг экономит наши умственные усилия, не погружаясь в проблематику вопроса, а мы чаще склонны ориентироваться на внешние признаки. Вспомнилось хрестоматийное «встречают по одежке», а «по уму — деньги платят». Это тоже, кстати, цитата. Современная.

Иногда важное проходит мимо, а приметы ничего не гарантируют, могут быть ложными.

Если мы принимаем за эксперта человека, который им не является, мы теряем деньги, время и личную энергию. Это больно, но выявить псевдоэкспертов можно.

  1. Изучите ленту постов «эксперта». Некоторые догадливые специалисты к своему имени в социальных сетях приписывают профессию. Это простое SEO помогает при удобном случае появиться в результатах поиска. На проверку того, что это за профессионал и обладатель талантов, понадобится чуть больше минуты.
  2. Определите интеллектуальный уровень. Учиться у глупца смешно. Делегировать часть задач — опасно. Профессиональные навыки требуют наличия мозга. Возвращаемся к правилу, описанному выше, и читаем. Анализируем аватар. Показательными признаками могут быть: неуместное употребление слов, отсутствие логики, орфографические и фактические ошибки.

Важно! У отличных профессионалов может быть скверный характер и куча недостатков, которые будут вас раздражать, но, при этом, он все равно будет на две головы выше остальных «приличных» коллег. Грань между глупостью и эксцентричностью размыта. Осторожнее.

  1. Выявите серые и черные методы. Профессиональная этика — своего рода религия, вещь мировоззренческого характера. Репутация не терпит гуттаперчевых принципов и гибкого морального кодекса.
  2. Найдите образцы продуктов и услуг. Нужно понимать, что значительная часть реальных экспертов в интернете нам просто не видна. Кто-то не терпит публичности, кому-то достаточно широкой известности в узких кругах, а кто-то попросту стесняется. Выступая в роли заказчика, нам сложно доверять тому, о ком мы ничего не знаем. О накрученных портфолио тоже не стоит забывать.
  3. Прочтите искренние отзывы и рекомендации. Ничего лучше сарафанного радио еще не придумали. Это понятная и простая схема. Раз уж личный бренд сегодня вынуждены строить все, стиль, в котором он строится, дает понять, что транслирует носитель бренда.

Естественно, никто не начинает путь сразу с высоких позиций. Это очень редкое явление, когда у молодого специалиста талант, трудолюбие и папа с фамилией Кончаловский.

Большинство профессионалов проходят через множество испытаний. На Западе хорошей традицией считается писать об этом. В России такие рассказы тоже постепенно становится нормой.

Помните про власть формы. Используйте ее для своих целей. Но не давайте себя запутать при ответе на вопрос: кто здесь профи, а кто строит личный бренд на сомнительном фундаменте.

Оставьте комментарий