КУЛЬТУРА

Феминизм для 99%?

В издательстве «Радикальная теория и практика» вышла яркая и нашумевшая книга «Феминизм для 99%. Манифест», в которой предлагается новое понимание движения за права женщин и приводятся важные аргументы в пользу этой позиции. К сожалению, в России манифест рискует остаться незамеченным, поэтому специально для AKULA616 о ключевых идеях этой работы рассказывает книжный обозреватель Эльнар Гилязов.

Эльнар Гилязов

В дискуссиях о феминизме часто можно услышать такую точку зрения (даже от образованных людей), что равенство в правах между полами достигнуто, женщины теперь могут спокойно работать, где хотят, участвовать в политике, голосовать. Иными словами, активисткам не за что бороться, формально дискриминации нигде нет, поэтому говорить в современном мире о феминизме бессмысленно.

Действительно, в понимании голливудских звезд и инстаграм-селебрити феминизм предстает в довольно странной форме. Важными становятся вопросы того, сколько женщин представлено в правлении той или иной компании, сколько женщин в правительствах тех или иных стран, сколько сильных женских образов каждый год воплощается на экране, а споры о феминитивах мы даже упоминать не будем. Лишь иногда (да и то под большим давлением) озвучиваются насущные проблемы домашнего насилия, неравенства в оплате труда и неоплачиваемой домашней работе.

Авторки манифеста «Феминизм для 99%» — исследовательницы и феминистски Чинция Арруцца, Тити Бхаттачарья и Нэнси Фрэйзер — называют подобный феминизм «либеральным» и задаются вопросом, подходит ли он для 99% женщин (и вообще людей), которые лишены больших привилегий и не обладают такими финансовыми и медийными ресурсами? Ответ очевиден — нет, потому что просто формальное равенство не гарантирует действительно равных прав и свобод. Мы везде наблюдаем дискриминацию по признаку пола, цвета кожи (протесты по поводу убийства Джорджа Флойда — яркий тому пример), миграционного статуса и т. д. То, что прописано на бумаге, не работает в жизни, потому что простого гендерного баланса на позициях топ-менеджеров недостаточно, как и простого употребления феминитивов. Основной источник (и причина) неравенства — капитализм, и именно с ним нужно бороться.

«Поскольку неолиберализм (современная капиталистическая система. — Прим. Эльнар Гилязов) меняет формы гендерного угнетения прямо сейчас, мы видим, что женщины и гендерно неконформные люди могут реализовать права, которыми они обладают на бумаге, только путем преобразования основ ущемляющей социальной системы. Право на аборт само по себе мало что значит для женщин из бедноты и рабочего класса — у них нет ни денег на процедуру, ни доступа к медицинским учреждениям, где можно ее сделать. Напротив, репродуктивная справедливость предполагает бесплатное, всеобщее, некоммерческое медицинское обслуживание и прекращение расистских и евгенических практик в медицине. Похожим образом для бедных женщин и женщин из рабочего класса равенство в оплате труда может означать только равенство в нищете, если оно не будет сочетаться с работой, обеспечивающей достойный уровень жизни, с правами трудящихся и с новой организацией домашней работы и заботы. Кроме того, законы, криминализирующие гендерное насилие, — жестокий обман, поскольку они не учитывают структурный сексизм и расизм в системах уголовного правосудия, не критикуют жестокость полиции, массовые аресты, угрозы депортации, военные интервенции, харассмент и абьюзивные отношения на рабочем месте. Наконец, юридическая эмансипация остается пустым звуком, если не включает в себя социальные услуги, безопасное жилье и финансовую помощь женщинам, которые хотят вырваться из плена насилия в семье или на работе».

Авторок манифеста на его написание вдохновили протестные акции, которые начались в 2016 году в Польше, где женщины боролись против запрета абортов в своей стране. Потом протесты перекинулись в Аргентину, а позже прокатились по всему миру, то в форме публичных выступлений, то в форме забастовок. Стало заметно, что помимо борьбы за свои права, нужно перестраивать всю систему целиком, потому что в текущей ситуации это будут лишь локальные победы для небольшого круга активисток.

Митинг против запрета абортов в центре Варшавы AGENCJA GAZETA/Reuters

Ключевым аргументом в манифесте является утверждение, что женщины в современной капиталистической системе подвергаются двойной эксплуатации. С одной стороны, знакомая нам по классическому марксизму эксплуатация капиталистом наемного рабочего, когда владелец капитала присваивает часть работы трудящегося в качестве прибыли. С другой стороны, когда происходило становление капитализма, взаимосвязанные сферы экономического производства и общественного воспроизводства (все, что касается рождения и воспитания детей, заботы, домашней работы) были разделены. А второе — непосредственно связанное с женщинами — было объявлено непроизводительным трудом и было удалено из сферы капиталистического производства в сферу частной жизни. И вся эта неоплачиваемая, считающаяся естественной, работа легла на плечи женщин, что автоматически ставит их в зависимость. А капитализм просто пользуется сливками этого положения вещей — новыми работниками и ресурсами.

«Конечно, не при капитализме решили подчинить женщин. Так было и во всех предыдущих классовых обществах. Но капитализм создал новые, отчетливо «современные» формы сексизма, подкрепленные новыми институциональными структурами. Главным его нововведением было разграничение между воспроизводством людей и получением прибыли, предоставление первого из этих процессов женщинам, а затем подчинение их второму процессу.

Это извращение становится очевидным, если вспомнить, насколько важно и сложно на самом деле все, что связано с воспроизводством людей. Эта деятельность не только создает и поддерживает жизнь в биологическом смысле; она также создает и поддерживает нашу работоспособность — или то, что Маркс назвал нашей «рабочей силой». А это означает формирование у людей «правильных» установок, склонностей, ценностей, способностей, компетенций и навыков. В целом труд по формированию человека создает некоторые фундаментальные предпосылки — материальные, социальные, культурные — для человеческого общества вообще и для капиталистического производства в частности. Без него ни жизнь, ни рабочая сила не смогут удержаться в человеке».

Иными словами, когда женщина рожает ребенка и воспитывает его, то она автоматически попадает в зависимое положение либо от своего партнера, либо от родственников, либо от государства. Так как эта работа считается непроизводительной (не приносит экономической прибыли), то и статус ее всячески принижается. Одновременно в современной неолиберальной политике идет сокращение расходов на системы, которые поддерживают общественное воспроизводство (детские сады, школы, пособия), то есть вся тяжесть этого процесса ложится на женские плечи.

Отсюда и зависимость от своего партнера, и домашнее насилие, и неравенство в оплате труда, когда работодатель боится, что его сотрудница уйдет в декрет. Также это способствует аутсорсингу материнства, когда женщины, занятые карьерой, нанимают для воспитания своих детей нянь, а в семье нянь за детьми смотрят бабушки, то есть происходит такое смещение, когда девушки вынуждены продавать свою рабочую силу вместо ухода за своим ребенком. Все это, конечно, ведет не к повышению заработных плат и престижа тех работ, которые традиционно связаны с заботой (медицинские сестры, учителя, няни) и которые ассоциируются с женщинами, а скорее — к их сокращению, потому что это некая «естественная» женская роль.

Авторки манифеста призывают перестроить систему так, чтобы от приоритета капиталистического производства, из которого вырастает классовое и гендерное неравенство, наши интересы изменились в сторону общественного воспроизводства. Конечно, это потребует большой борьбы и работы, но у общества нет иного выбора, ведь помимо двойной эксплуатации женщин, капитализм также эксплуатирует (тоже практически бесплатно) ресурсы Земли и страны глобального Юга. И все эти проблемы невозможно решить без коренного пересмотра текущей системы.

Для российского контекста манифест актуален еще и тем, что в истории нашей страны уже происходил большой эксперимент по внедрению практик и институтов, которые действительно способствовали гендерному равенству и выведению общественного воспроизводства из частной сферы в сферу заботы государства и общества. Это период раннего СССР и, как отмечает в предисловии исследовательница Алла Митрофанова, опыт революционных феминисток и их завоеваний нуждается в пересмотре и актуализации. Также «Феминизм для 99%» предлагает платформу и инфраструктуру для коалиции с другими антикапиталистическими, антирасистскими и экологическими движениями и построению диалога с ними. Нужно только не забывать, кто наш главный враг.

Оставьте комментарий