САМОРАЗВИТИЕ

Карантин — не повод отказываться от учебы за рубежом

История повторяется, ценность образования возрастает

Пандемия коронавируса бросила глобальный вызов мировой системе образования и, как следствие, подвергла ее таким трансформациям, на которые в обычных условиях ушли бы десятилетия. Если в ближайшее время ситуация со статистикой изменится в лучшую сторону, и страны смогут вернуться к обычной жизни к осени, то наша молодежь будет поступать на учебу за рубеж так же, как это делала все предыдущие годы. Если же режим самоизоляции будет продлен, это не позволит находиться в аудиториях вузов и пансионов. Выиграют, очевидно, те, кто встретил данную ситуацию в большей готовности: все зависит от обеспеченности ресурсами, кадрами, и того, какие инвестиции в дистанционные технологии были вложены в период до коронавируса и вкладываются сейчас. Именно наличие у учебных заведений готовых технических решений и необходимой педагогической экспертизы позволит перейти лидерам на дистанционное обучение с минимальными потерями. Как представляется, зарубежные университеты в следующем учебном году будут комбинировать очную и дистанционную формы обучения, даже если карантин отменят.

Если с высшей школой все относительно ясно, то с классическим средним образованием немного иначе. В этой ситуации сложно не согласиться с англичанами, которые считают, что выбор школы — это самое главное в жизни решение после решения завести детей. Чтобы малолетние аристократы смогли поступить в престижный университет, им нужно пройти качественную подготовку, чего на родине российским отпрыскам пока сделать не представляется возможным. Цель каждой школы-пансиона за рубежом — реализовать потенциал каждого ученика: дать качественное среднее образование, максимально развить творческие способности, помочь с выбором профессии.

Сегодня мы рассказываем, как проходят занятия в разных учебных заведениях за рубежом в условиях пандемии, и какие меры предпринимаются для нормализации ситуации.

В Toronto Film School принято решение отложить начало занятий до середины мая, а также в учебном заведении объявлен 14-дневный карантин, лекции проходят в онлайн-формате с использованием технологий для ведения видеоконференций. Toronto Film School всячески поддерживает своих студентов, стараясь сделать их пребывание в кампусе максимально безопасным и продуктивным.

Toronto Film School

Языковые школы Каплан не только перешли на онлайн-обучение, но и разработали платформу K+Live, которая включает в себя дополнительные оффлайн/онлайн учебные материалы и учебные клубы. Живые уроки через платформу проходят с такой же продолжительностью и тем же количеством учеников, что и раньше. Ученики записывают лекции и отвечают на занятиях, а учителя отвечают на все вопросы в режиме реального времени.

Языковые школы Каплан

University of South Alabama также принял решение перевести студентов на онлайн-образование. Далее, если обстоятельства позволят, обучение будет проходить стандартно в кампусе.

University of South Alabama

В Brockenhurst College организованы онлайн не только лекции, но и учебный офис работает дистанционно, обеспечивая студентам полноценную поддержку по всем вопросам.

Brockenhurst College

В Канадском колледже Douglas College внимательно следят за развивающейся ситуацией и помогают студентам, которые хотят отложить начало учебы до осени 2020 года. Занятия летнего семестра (май 2020) на настоящий момент не отменены, хотя обучение может быть отложено, проходить онлайн, посредством самостоятельного обучения или другими способами, в зависимости от характера курса программы.

Учебный офис Douglas College планирует работать, как раньше, без перебоев, продолжает рассматривать заявки на сентябрь 2020 и январь 2021, а также заявления на май от студентов, уже находящихся в Канаде с действующим разрешением на учебу, в индивидуальном порядке.

Douglas College
Людмила Захарченко

Мы пообщались с директором компании «STARWAY», которая занимается образованием за рубежом. Людмила Захарченко считает главным аспектом — готовность к переходу в онлайн: «Иностранным вузам не пришлось перестраивать всю свою систему обучения, ведь и раньше зарубежное образование во многом было построено на самостоятельной подготовке студента. У каждого студента есть доступ к онлайн-ресурсам вуза, а это безграничный объем необходимой информации. И если у студента нет своего лэптопа для занятий дома, то, например, в Канаде, когда начался карантин, студентам предложили подать заявку на материальную помощь и приобрести его. Более того, если студент во время обучения работал и в период пандемии потерял работу, государство выплатило ему небольшое пособие в размере месячной зарплаты. И эта возможность предоставляется не только местным студентам, но и иностранным».

Татьяна Москаленко

Татьяна Москаленко, учредитель сети языковых школ Okey, называет это время особым, когда ситуация дает толчок для мировой трансформации в целом и для системы образования в частности: «Казалось бы, именно эта сфера должна была быстрее всех адаптироваться к новым условиям, но из-за ее консервативности этого не произошло. А ведь образование определяет уровень развития страны в целом. И именно образование формирует общество и качественный уровень профессионализма в различных областях экономики и культуры. Потому какое образование, такая экономика и страна. И в тех странах, где понимание определяющей роли образования возникло, там школы и университеты выполняют заказ общества. И там в процесс обучения уже внедрены современные форматы и практика. Качественный прорыв, как это обычно бывает, должен случиться на стыке традиционных моделей (старая школа) и новых, которые уже есть. Они успешно существуют в различных школах, колледжах и университетах, в том числе и в России, и отвечают потребностям экономики, запросам общества: например, в последние 3-5 лет в британских, американских, канадских, европейских университетах появились узкопрофильные executive programs для ТОП- управленцев в формате онлайн, с оффлайн 7-дневными встречами, они доступны студентам из разных точек мира. Современные формы обучения также используются и в средних школах. Но возникшая сейчас ситуация в мировом масштабе и в России вскрыла неподготовленность большинства школ, самих педагогов и родителей к иным формам образования и к дистанционному обучению; возникшие технические проблемы с интернетом и площадками, отсутствие навыков работы в онлайн и техническая безграмотность родителей и учителей создали хаос и сформировали скептическое отношение к качеству проводимых уроков, множество шуток на тему дистанционного обучения и даже его полное неприятие со стороны некоторых родителей. Стоит ли ожидать, что мы полностью уйдем в онлайн? В сфере Human to Human этого не произойдет, люди по-прежнему будут стремиться к живому общению для передачи информации, опыта, знаний, эмоций и впечатлений. Этого станет меньше, но это станет еще более ценным. И грядущей проблемой нашего века станет коммуникация, умение слышать и понимать другого, умение пропускать и обрабатывать большие потоки информации из разных источников, и делать свои выводы. Умеющих мыслить людей и сейчас уже не так много, и мировые университеты бьют по этому поводу тревогу. Вот чему стоит учить детей с детства. Эти навыки общения и мышления станут самыми важными в грядущем будущем! Хотя образование, безусловно, частично перейдет в онлайн и это станет нормой. Источников информации становится больше, задача ученика сегодня — научиться, обрабатывать большие инфопотоки, делать свою аналитику и выводы: это самое сложное, чему придется учиться. Институты мозга уже работают над этими вопросами, и как подготовить учителей и тьюторов новой формации, готовых помочь ученикам и студентам научиться мыслить, работать с информацией, и развить в них навыки коммуникации. Да и сам процесс обучения становится уже беспрерывным, постоянным и в течение всей жизни. Этого будет требовать наша меняющаяся действительность и сама жизнь».

Наталья Штрайн

Наталья Штрайн, основатель британско-российской образовательной компании Paradise education рассказывает о британских школах и образовании, которое существует более 1400 лет: «В ближайшее время не предполагается, что эти школы могут перейти в онлайн. Полностью заменить учителя с его харизмой и индивидуальным подходом, умеющего объяснить и готового к дискуссии, не получится. Не получится развивать онлайн и четыре важнейших навыка (4К): креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация. Сейчас, конечно, дети, которые приехали из Англии, как и все, находятся в онлайне, занимаются по английскому времени, многие из них даже надевают форму во время занятий. В некоторых школах сохранилась традиция проведения ассамблеи — общего собрания в школьной часовне для 15-минутной воспитательной беседы. В режиме онлайн им рассказывают о Нельсоне Манделе, о том, как важно готовиться к экзаменам, как проходить собеседование при устройстве на работу, как важно преодолеть домашнее насилие и т.д. Обучение начинается согласно строгой рутине британской школы. Строгая — в том смысле, что она точная, и здесь всегда соблюдается порядок: дети регистрируются, как правило, 4-5 раз в день, чтобы все знали, где они находятся; затем начинаются уроки, переходы из класса в класс в параллелях, ребята присоединяются к обсуждениям разных тем в мини-группах. Родители спокойны, дети довольны — никакого психоза, свойственного российским реалиям. Все потому, что дети получили навыки самостоятельной организации учебного труда: их учат думать, их учат самодисциплине. Как говорят в Англии, образование — это не автобус, где ты едешь с закрытыми дверями, смотришь в окно, а когда открывается дверь — ты, выйдя и оставшись на остановке, не знаешь, куда идти… Образование — велосипед, где сначала тебя поддерживают, потом понемножку отпускают, а потом ты сам крутишь педали по жизни».

Нужно понимать, что сложившаяся ситуация временна, и учебные заведения ни в коем случае не закрываются насовсем. Границы закрыты, но кризис не отменяет необходимость планировать будущее. Многие студенты решили вернуться домой на период эпидемии, но есть и те, кто продолжает онлайн-обучение, не покидая страну пребывания. Зарубежные учебные заведения максимально сконцентрированы на поддержке студентов: итальянские вузы проводят дистанционные мастер-классы и дни открытых дверей, американские университеты увеличили штат тьюторов для помощи студентам.

Правительства стран Европы, США и Великобритании смягчили визовые требования для студентов. Так, например, в США студент считается full-time student по программе студенческого обмена и визе, даже если он временно проходит обучение онлайн, находясь на территории России. Почти все ввели очень мягкие условия с возвратом депозитов, так что даже в случае плохого развития ситуации, студенты финансово не рискуют. Никто не переносит занятия просто на январь или на 2021 год. С точки зрения рынка труда, это неразумно. Каждый год экономика любой страны требует приток новых специалистов. В современных условиях, когда объем знаний растет, требования к профессионалу тоже возрастают, смена специальностей и появление новых профессий ускоряется, один год отсрочки в образовании — это серьезная нагрузка на экономику.

Даже если рассмотреть самый плохой сценарий: пандемия продлится, страны будут закрыты, авиасообщения не будет, вряд ли учебные заведения предложат только онлайн-обучение. Достичь высоких результатов в обучении возможно только благодаря качественной академической и языковой подготовке; первоклассной инфраструктуре для учебы, спорта и творчества; интернациональной среде, воспитанию самостоятельности и ответственности. И дистант, как одна из применяемых технологий, является служебной, утилитарной функцией.

Всестороннее развитие личности и подготовка к самостоятельной жизни — два столпа зарубежного образования. Занятия в библиотеке, самостоятельные исследования, курсы академического письма, эксперименты в лаборатории, развивающие критическое мышление, формирующие привычку не принимать все на веру, а подвергать сомнению — весь процесс обучения строится таким образом, чтобы на занятиях были задействованы все виды занятий, применяемых на международных экзаменах. Все педагоги применяют авторские методики, уделяя особое вниманием коммуникативной стратегии. Так формируется языковая и психологическая готовность к жизни за границей, умение думать на изучаемом языке, свободно чувствовать себя в любой жизненной ситуации, для этого учеников погружают в аутентичную языковую среду, практикуют индивидуальный подход. Принимая во внимание реалии 2020 года, образование разворачивается в сторону не просто дистанционного, а высококачественного обучения. Даже в самые тяжелые времена, и зачастую благодаря им, образование помогает разглядеть свет в конце тоннеля. Ценность и необходимость предоставления своим детям качественного образования в смутные времена осознается прежде всего умными родителями.

История повторяется, ценность образования возрастает.

Оставьте комментарий