АКТУАЛЬНОЕ

Что объединяет Тодоренко, Полунина и Думу?

Своими мыслями с AKULA616 поделилась Хелен Орзя — речевой имиджмейкер, коммуникационный стратег.

  • Известный артист балета Сергей Полунин чуть больше года назад опубликовал пост в Instagram: «Мужик должен быть мужиком на сцене. Уже есть балерина, не должно быть двух. Мужчина должен быть мужчиной, а женщина — женщиной. То же самое вне балета, мужики, что с вами?». После чего Парижская национальная опера отказалось от дальнейшего сотрудничества с артистом. 
  • В январе этого года основательница Buro 24/7 Мирослава Дума публикует фото с приглашением на показ дизайнера Ульяны Сергеенко. Конверт с приглашением был подписан лично Сергеенко цитатой из песни Канье Уэста и Джея-Зи: «To My Niggas in Paris». Западные звезды бурно отреагировали на публикацию — их возмутила и оскорбила некорректность использованных слов. Публикация стоила Мирославе Думе места в совете директоров ею же созданного The Tot.
  • В апреле происходит ещё одно громкое событие. Телеведущая и блогер Регина Тодоренко теряет звание «Женщина года» и рекламные контракты. Ее слова в прямом эфире «Твой муж тебя бьет, а почему? А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?» — вызвали шок и недоумение у многих.

В этих историях есть одно общее звено. О нем сегодня и поговорим. 

Речь для людей — процесс настолько естественный, что его можно сравнить с дыханием. Нам кажется, что это дар, которым мы наделены с рождения. Ну кто из нас помнит себя не умеющим говорить? В комфортной ситуации общения слова или поведенческие паттерны и вовсе происходят сами собой — и мы редко задумываемся о последствиях в виде реакции собеседника или слушателей на услышанное и увиденное. Постоянное присутствие общения в жизни дает иллюзию естественности процесса, который не требует с нашей стороны ни усилий, ни вмешательств.

Однако это всего лишь иллюзия. Вместе с освоением коммуникации за нами закрепляется ответственность за слова и поведение. Чем известнее человек, тем больше ответственности на него возлагается. Хотя бы потому, что диапазон воздействия его слов шире. К сожалению есть люди, которые совсем не чувствуют этой ответственности. Или, напротив, интерпретируют её ошибочно. Мол, раз меня слушают (или за мной идут массы) значит, я имею право на собственное мнение.  Право, разумеется, такое есть. Однако хорошо бы изучить не только юридическую сторону процесса общения, но и смысловую.

В лингвистике есть понятие коммуникативной компетентности. Помимо прочего, она предполагает уверенное владение информацией, о которой говоришь, а также понимание культурного и жанрового контекста. Логика тут простая: прежде чем поднимать какую-либо тему, необходимо изучить ее с разных сторон. Игнорировать мнение общественности также не стоит. Другими словами, эффективная речевая коммуникация требует знаний и подготовки. Это вопрос уважения. Не только к своим слушателям и подписчикам, но и к самому себе. Если расти о обучаться совсем не хочется, что ж… Самопроизвольная речь как самопроизвольное мочеиспускание — пренеприятнейшая вещь. Она изобличает поверхностность, невежество и дурно пахнет. Но каждый, конечно, решает сам, что ему ближе.

Коммуникативная ответственность появляется у человека в то время, когда он начинает ощущать социум. Согласно психологии развития хорошо, если это происходит ещё в детском саду. Прекрасно, когда ощущение ответственности усиливается к сознательному возрасту. Ведь если вы уже, допустим, родитель, то ваша речевая ответственность перед детьми неизмеримо выше. Если вы учитель, врач, блогер, фитнес-тренер, повар, инженер или счастливый обладатель любой другой профессии, то в поле вашей коммуникативной ответственности все равно будет попадать результат общения с людьми. Другими словами, крайне важно понимать, что мы делаем и говорим, и какая реакция может на это последовать. Потому необходимо повышать свою коммуникативную компетентность.

Конечно, знать все на свете невозможно, но базовые принципы озвучивания «личного мнения» можно легко соблюсти. Для этого я предлагаю следующую логику:

1. Держать руку на пульсе и знать ключевые обсуждаемые темы. Это не так сложно — достаточно читать новостную сводку. 

2. Изучить суть ключевых тем. Если потребуется, от истории создания. Как, например, актуально будет для феминизма.

3. Если в теме разобраться не удалось, но от вас ожидают ответ, следует использовать стандартные речевые модули типа: 
«Я не готов(а) обсуждать это прямо сейчас» или «Если мы переключимся сейчас на эту тему, мы уйдём далеко от сути диалога/встречи». 

4. Не гонитесь за креативностью — иногда лучше придерживаться мнения большинства. 

5. Не забывайте о том с кем (или для кого) вы говорите: учёт фактора адресата — ключевой для эффективной коммуникации.

И самое важное — будьте сдержаны и осмотрительны. Пословица «Слово — серебро, а молчание — золото» не утратила своей актуальности. Прежде чем что-то сделать или сказать необходимо выдержать паузу. После нее та или иная идея самовыражения, быть может, не покажется столь необходимой. Если вы подумали, мол, я — не публичная личность, что мне терять, знайте, это не так.

Чтобы не быть голословной, пара примеров в заключение:

  • Американка Коннор Райли получила предложение работать в транснациональной компании Cisco. Она сразу же поделилась новостью в Twitter: «Cisco предложили мне работу! Теперь придется оценить, стоит ли жирная зарплата долгой дороги в Сан-Хосе и ненавистной работы». Твит девушки заметили сотрудники компании. Предложение о работе было отозвано.
  • Екатерина Лобанова, менеджер по социальным сетям Сбербанка, разместила неоднозначный пост на официальных страницах компании: «Народный лайфхак: если на стене мелом написать «Сбербанк», у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал? Работает?» Жалобы не заставили себя долго ждать. Компания принесла извинения подписчикам, сообщение удалили, а сотрудницу уволили.

Помните, что репутацию проще сберечь, чем восстановить. Берегите себя.

@helen_orzya

Оставьте комментарий