АКТУАЛЬНОЕЗДОРОВЬЕ

Не пакеты и не батарейки: 10 экоперемен без клише

1. Экофермерство 

«Если знаешь фермера, знаешь, что ты ешь», — девиз самых первых экопотребителей. Мода на натуральные продукты возникла не сегодня и даже не вчера  — это был симметричный, энергично развивающийся потребительский тренд и ответ тяжелому производству, наравне с движением слоуфуд, ратующим за общественное питание в традициях национальной или местной кухни. Настоящее восстание против глобального фастфуда с его «пустыми калориями», с новым старым смыслом, который находится за рамками вкуса. Это привкус ретро: покупая натуральные продукты, мы испытываем чувства из прежних времен, когда знакомый мясник мог подробно рассказать: ярко ли светило солнце на лужайке, когда пастух пригнал туда отару овец.  

2. Антитоксичность 

На помощь, кроме проверенных витаминов A, C и K, фолиевой кислоты, железа и кальция, приходят и новинки. Слышали о тренде этой весны? Жидкий хлорофилл. Красотки Лили Элдридж, Лара Стоун, Эмилия Кларк и Шарлотта Олимпия уже попробовали его и довольны. Все они посещают один из самых закрытых фитнес-клубов Лондона — Bodyism. Там эту смесь предлагают пить перед тренировками — с такой «заправкой» токсины выводятся интенсивнее. Плюс для нервной системы, дополнительная защита от стрессов и депрессий.  

3. Новое производство 

Во всем мире вступают в силу законы, согласно которым запрещается использовать одноразовый пластик, сокращается количество вредных отходов и т.д.Такие инициативы рождают новые производства. Российская компания «Бокси», которая существует с 2004 года на базе Челябинского предприятия «Мегаполисресурс», перерабатывает фотофиксаж и рентгеновские снимки в драгоценные металлы. В основе их работы сложная технология с применением бактерий, рассказать о которой не получится, даже имея большое желание. Суть в том, что в Москве батарейки можно сдать только в магазинах «ВкусВилл» и «Глобус» ― и они попадут на утилизацию именно в эту компанию. Ребята нашли нишу, тут уместен любимый хештег Дудя, но, боюсь, редакция не пропустит. 

4. Строгие требования к стандартам 

«Устойчивое развитие» — это и оплата труда, и социальная справедливость, и защита прав животных, и сохранение почвы. Сильные мира сего все больше внимания обращают на этику. В прошлом году в США запустили схему Regenerative Organic Certification. Эту сертификацию разработал Институт Родейла. Проект поддержали 42 лидирующих органических бренда США. А в Европе, Австралии и Азии все больше внимания привлекает стандарт Demeter. Соответствовать ему стремятся продвинутые предприятия, готовые к еще более строгим стандартам. 

5. Правила игры 

У модных домов есть три года для выполнения новых жестких требований к «устойчивости». Adidas пообещала к 2024 году использовать исключительно переработанный пластик. H&M планирует к 2030 году целиком перейти на использование переработанных и прочих экологически чистых материалов. PVH, владелец брендов Calvin Klein и Tommy Hilfiger, намеревается использовать сырье только из экологически чистых источников: для хлопка и вискозы — к 2025 году, для полиэстера — к 2030 году. Prada пообещала заменить весь нынешний нейлон более природосберегающими материалами, например синтетикой из переработанного пластика, выловленного в Мировом океане. Эта индустрия сделала большой шаг на пути к экологичности: 32 бренда от Kering (Balenciaga, Gucci) до Inditex (Zara, Massimo Dutti) и Gap подписали экологическое соглашение. Одна из задач — к 2030 году полностью исключить одноразовый пластик из цепочки производства, а ключевые процессы перевести на возобновляемую энергию. 

6. Инвестиции 

Бренд — хороший вариант инвестирования, а бренды, создающие экологически безопасные продукты, еще более привлекательны для вложения средств. Крупные транснациональные корпорации проявляют интерес к специализирующимся на производстве такой еды предприятиям. Органикой хотят владеть мировые лидеры отраслей. Британско-нидерландская компания Unilever приобрела нидерландского «Вегетарианского мясника». Еще раньше она же купила Mãe Terra, один из главных органических брендов в Бразилии, и Pukka Herbs, британскую фирму, производящую органический чай. Danone выложил за присоединение Whitewave Foods американской компании, специализирующейся на производстве и продаже напитков на растительной основе и органических продуктов, 12,5 миллиарда долларов, а Amazon приобрел Whole Foods Market, сеть супермаркетов, предлагающую продукты питания без искусственных консервантов, красителей, усилителей вкуса, подсластителей, за 13,7 миллиардов долларов. 

7. Стартапы 

За инвестициями следуют прорывы. Вдохновляющие истории уже есть. Стартап Beyond Meat покорил родную Америку вегетарианскими и веганскими бургерами. Вместо мяса в них — белок гороха или сои, дрожжи, масла и волокна растений.  

В 2019 стартап вошел в число основных поставщиков искусственного мяса для бургеров в США, покорил рынок Гонгконга и вышел в Великобританию. От бургеров из настоящего мяса продукцию компании не смог отличить даже один из главных инвесторов — Билл Гейтс. Кроме него в Beyond Meat инвестировали средства компании Kleiner Perkins Caufield & Byers, Obvious Corporation, Tyson Foods и другие. Компания EOSTA запустила лазерную маркировку и за один год сэкономила 6,3 миллиона пластиковых деталей. Что касается пищи для души, такие примеры тоже есть, даже у нас в России: это фестивали экологического кино, которых раньше и придумать не могли. Они становятся популярными. Фестиваль «Экочашка». Не слышали? 

8. Политика 

Close up of organized recycling bin

Вы не на канале РБК, дорогие читатели, но мы подошли к теме комплексно, со всех сторон. В Европейском союзе производители подстраиваются под новые правила, утвержденные Европарламентом: в планах отправлять на переработку не менее 55% муниципальных отходов к 2025 году и отправлять на свалку не более 10% отходов к 2035 году. В США же таможенные правила непреднамеренно вынуждают компании сжигать невостребованную импортную одежду — за ее уничтожение предусмотрено возмещение уплаченных пошлин. Явно не хватает правил, которые сделали бы использование красителей более прозрачным процессом, без этого оценить реальное воздействие текстильной индустрии на природу проблематично. Благодарим за терпение, идем дальше. 

9. Маркетинг 

Здесь нужно быть осторожным: если заявлять о себе как об эко-френдли бренде через POS-коммуникацию, натуральные материалы в отделке, логотип зеленого цвета, повторяющий формы живой природы и прочее, то нельзя при этом оставаться «пустым» брендом, — брендом, который ограничился только брендингом. Ответственность за такие заявления высока, риски потери аудитории серьезные. Доверие сейчас в цене. Этим летом проблема пожаров в Сибири затронула практически каждого — мы подписывали петиции, делились эмоциональными публикациями в социальных сетях, делали громкие заявления и выходили на митинги. Авиакомпания S7 временно вернула свое историческое название «Сибирь» и запустила инициативу по восполнению лесного массива. Подобными ситуативные экоконцепции привлекают внимание к проблеме, и с их помощью получается собрать необходимые денежные средства для решения задач. 

10. Миллениалы 

Им уже 20 лет! Они — самые активные покупатели экологически чистых и органических продуктов, а в некоторых странах считаются самой крупной группой среди потребителей, привлечь и удержать которую — важная задача бизнеса. К тому же, миллениалы начали сокращать объем товарных покупок, они ищут новых эмоций и впечатлений. Их сложнее завлечь скидками, подарками за покупку и прочими акциями эпохи сверхпотребления. Им нужно объяснить, как их выбор сделает мир хоть немного, но лучше. В Питере они активно продвигают инициативы, в которые охотно верят, сами являются законодателями моды и авторами проектов такого плана, как «Мусора больше нет», «За раздельный сбор», «Красивый Петербург». Их философия — философия осознанного потребления, устойчивого развития. Делая свое окружение лучше, они прекрасно понимают, что тема экологии — это не просто тренды, восходящие звезды и актуальные новости. 

Оставьте комментарий