АКТУАЛЬНОЕ

Обучение в режиме онлайн: временная мера или новая интеграция?

«Судьба российского образования под угрозой»

«Надежды на цифру не оправдались»

«Дистанционное рабство»

«Учебный год сорван»

Так выглядят заголовки новостей раздела «Образование» последний месяц. Это больше похоже на военные сводки, но и положение в семьях со школьниками сейчас почти военное, а окончание учебного года ситуацию только усугубило.

Перемены начались в середине марта, когда Министерство просвещения РФ рекомендовало региональным властям перейти на дистанционный режим обучения. Педагогам, детям и родителям пришлось быстро адаптироваться, и, примкнув к общему движению #stayhomе, все окунулись в удаленный формат. Это решение восприняли как вынужденную меру, но уже тогда понимали: вирус изменит наш привычный жизненный уклад, внесет свои коррективы, и прежним образование уже точно не будет… Спасительный Zoom, мобильные приложения, социальные сети, пакеты с домашними заданиями в почтовых ящиках – примерно так этой весной организовано обучение в миллионах российских семей.

В электронных журналах красуются апрельские пятерки, в целом, отмечен существенный прирост положительных оценок, а график, отражающий процент качества образования – главный критерий и показатель его эффективности, наконец-то устремился к правому верхнему углу в системе координат.

Реальная картина выглядит немного иначе: на фоне скандалов и стресса, переделанные всей семьей задания, отправленные без того измученному учителю приносят отличные результаты, польза от которых в 90% случаев минимальна. Образовательные платформы, несмотря на их многообразие, не смогли справиться с трафиком и предоставить верифицированный контент. Обучение превратилось в соревнование по всем дисциплинам сразу, только бы чадо не попало в список неуспевающих… Все минусы и слабые места оказались на поверхности: низкое качество Интернета, слабая мотивация к обучению, отсутствие самодисциплины – с одной стороны, безальтернативность, непродуманность всей системы – с другой.

Ермолович Татьяна, руководитель сети образовательных центров «Класс+» с тревогой и обеспокоенностью дает оценку происходящему: «Методики и программы оказались не адаптированы к новым реалиям, более того, у нас не было культуры работы в Интернете – с этим препятствием первыми столкнулись педагоги-стажисты. Все это затруднило процесс подачи материала».

Вирус буквально испытывает всех на прочность. От эпизода к эпизоду меняется наша реальность, и риски потерять педагогическое наследие, выбрав «особый путь развития» в соответствии с национальной идеей, вполне очевидны. Если допустить мысль о том, что дистант сможет заменить традиционный формат обучения, став законодательно закрепленной нормой, логично предположить, что фундаментальные знания можно будет получить только на коммерческой основе, а это – недоступная роскошь для большинства семей. Нельзя допустить, чтобы лучшее образование было попросту заменено бездушными алгоритмами. Важна магия личного присутствия!

Об этом говорит и Наталья Штрайн, основатель британско-российской образовательной компании «Paradise education»: «Наступающую эпоху часто называют постиндустриальной или эпохой пост-труда. Очевидно, что труд станет другим: работу, сводящуюся к выполнению заданий по алгоритму, будет выполнять искусственный интеллект. Востребованными станут профессии, требующие творчества, теплоты и заботы: садовник, парикмахер, медсестра, учитель… Командная работа может осуществляться онлайн только при условии, если такая работа ранее велась офлайн или чередуется с офлайн, потому что детям нужны теплые одноклассники, их поддержка. Им нужна физическая энергия. Самый главный навык – не фиксированные знания, а умение использовать эти знания на практике, а также навык учиться всему новому».

Андреева Татьяна, основатель сети школ «Умка», уже 17 лет занимается детьми и их образованием, и в новых условиях вместе со своей командой находит нетривиальные решения.

«Вопросы приходится решать далеко не детские. Хочу сказать, что кризис нас коснулся так же, как и всех. В четыре раза сократился оборот компании, на  40% стало меньше клиентов в дошкольном направлении. Время, на мой взгляд, время работает на нас. Люди привыкают к новым условиям, паника прекращается, люди потихоньку возвращаются к привычным делам, но в новом формате. Те, кто хоть раз создали что то своё и затеяли собственное дело, наверняка смогут это сделать и второй, и третий раз! Ещё месяц назад это казалось нереальным. Но время прошло, и результаты потрясающие».

Эпидемия «помогла» адептам установления нового цифрового порядка, будь это очередной масонский заговор или просто бизнес, не важно. Ключевая мысль следующая: те родители, которые хотят, чтобы их дети получили достойное и качественное образование, должны, просто обязаны быть внимательными ко всем инициативам, связанным с трансформацией российских школ.

Оставьте комментарий